Сегодня к нам в гости приезжал журналист Владимир из газеты “Сегодня”. Что из этого получилось – смотрите ниже в опубликованной статье.

Автор: Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ (и. п.)

Царство трёх медведей

Карелия – чудесный край, способный влюбить своей неброской, но совершенной красотой. Если углубляться в дебри карельских лесов, отличающихся нагромождениями гранитных и известняковых скал, то можно встретить немало впечатляющих сюрпризов: водопады, величественные каньоны, изысканные памятники средневековой архитектуры. Но лично для меня самым интересным местом в этих краях стал зоокомплекс «Три медведя», куда берут на содержание животных, от которых по тем или иным причинам отказались хозяева.

В дебрях карельских лесов

Примерно в часе езды от Петрозаводска лежит красивейшее большое Сямозеро – в оправе из лесов, усыпанное островами, богатое рыбой и любимое туристами. Здешние лесные массивы, они похоже на море, по которому можно «плыть» днями и неделями. Естественно, тут раздолье для зверья: здесь водятся бурые медведи, волки, росомахи, рыси, лоси, северные олени, белки, бобры, выдры, зайцы, норки, ласки… Если есть стремление увидеть животных своими глазами, то нужно идти в дебри – естественно, производя как можно меньше шуму и желательно, ночью (благо, что летом они здесь светлые). А есть и другой вариант – просто приехать в «Три медведя». Выбравшись из деревни Сяпся, просёлочная дорога, петляя между деревьями, неожиданно утыкается в большой дом. Гостей встречает здешний хозяин Василий Борисович Попов – бизнесмен и филантроп. Это энергичный импозантный мужчина, который выглядит много моложе своих шестидесяти восьми лет. О себе он рассказывает довольно лаконично:

Родился я в Пензенской области, в возрасте двух лет семья переехала в Карелию, уже с 16-ти начал работать методистом по спорту, дальше армия и учеба в Днепропетровске где оканчивал машиностроительный техникум. Вкалывал в Петрозаводске на заводе, потом здесь же закончил пединститут. Долгие годы отработал учителем в сельской школе. Трудился и в профтехучилище мастером производственного обучения, и инженером-строителем. Некогда был замначальника городского управления образования, после – замглвы охотуправления Карелии. Люблю бокс, футбол, получил мастера спорта, занимался тренерской работой. Увлекаюсь декоративно-прикладным искусством: резьба по дереву, по металлу, чеканка, скульптурные работы…

Этого симпатичного домовёнка Василий Борисович вырезал сам.

Из скромности Попов умолчал, что своими руками построил памятник погибшим советским воинам, находящийся близ финской границы. Он же построил в дар православию деревянную часовню в честь Василия Великого, ставшую одной из местных достопримечательностей. А ещё Василий Борисович всегда интересовался жизнью животных, благо он, рождённый в деревне, с детства был окружен всякой живностью. Тринадцать лет назад он воплотил свою давнюю мечту и основал «Три медведя».

Попов провёл нас на огороженный участок. У входа новоприбывших встречает высокий симпатичный бородатый Берендей, саморучно вырезанный Василием Борисовичем из поставленного корнями кверху соснового ствола. Поговаривают, что Берендей способен творить чудеса – одна заезжая пара сумела завести ребенка лишь после того, как загадала здесь желание. Младенца нарекли Василием… А недавно здесь же, на территории «Трёх медведей», состоялся слёт российских шаманов – они утверждали, что у этого места чрезвычайно мощная положительная энергетика.

За оградой располагается скопище деревянных павильонов, населённых четвероногими и пернатыми постояльцами самых разнообразных характеров, размеров и расцветок. Все они попали в «Три медведя» от разных хозяев, но примерно одним и тем же образом. Состоятельные люди нередко заводят, из желания пустить пыль в глаза знакомым, экзотических животных, мало подходящих под условия содержания в домашних квартирах. Но такие «игрушки» часто надоедают хозяевам, либо, будучи взяты ещё детенышами, быстро подрастают, становятся большими и опасными. От них избавляются любыми возможными способами и часто, в итоге, судьба бывшего домашнего любимца оказывается незавидной.

ВолкособВолкособы – добрые и очень преданные создания.

Попов выручил многих из попавших в подобную ситуацию животных, он взял их к себе и обеспечил достойные условия существования. Слава о зоокомплексе быстро достигла Петрозаводска, где Попова, никогда не чуждавшегося социальной работы, хорошо знают. Летом сюда в рамках внеклассных мероприятий привозят группы учащихся из близлежащего интерната – тут с ними на практике проводят уроки зоологии и биологии. Василий Борисович не только сам имеет многолетний педагогический опыт, ведь супруга его Наталья Владимировна, помогающая мужу в «Трёх медведях» – бывший директор школы. А ещё сюда доставляют людей с особыми потребностями, чтобы они тоже могли пообщаться со здешними постояльцами. Попов является горячим поклонником зоотерапии, уверяет, что созерцание животных способствует реабилитации инвалидов с ограниченными физическими и умственными возможностями, лечит психические нарушения, депрессии, тревожность и неврозы.

Медвежья гостиница

Идём знакомится с животными. В одном из домиков обитает пара уморительных енотов-полоскунов, очень ласковых и любопытных. Правда, сейчас они не очень охотно идут на контакт с человеком, ибо в ближайшее время ожидают прибавления в семействе. Главная звезда зоокомплекса – дальневосточная леопардица Муся, проживающая в «Трёх медведях» уже четыре года. Это редчайшее животное, в мире таких осталось меньше двух сотен. В облике Муси воплотились смертоносная красота и грациозность, гостей она встречает громким ворчанием. Можно подумать, что леопард проявляет недовольство, но Василий Борисович уверяет, что это у зверя такое приветствие. Хотя, забавный факт – по словам Попова, Муся, в целом, недолюбливает мужчин, а к женщинам относится вполне толерантно. Сам я в присутствии экзотического хищника настолько осмелел, что сфотографировался на фоне вольера, повернувшись к леопарду спиной, и даже дотронулся до мощной Мусиной лапы, которую она просунула сквозь решётку.

Горный козлик Дима, аппетитно хрупавший морковку в своем загончике, приветствовал нас пронзительным блеянием. Его зоокомплексу подарил близлежащий женский монастырь. Дальше находится медвежатник – Попов представил нас по очереди сначала белогрудому гималайцу Моте, потом двум бурым «соотечественникам» Саше и Маше и, наконец, уроженцу далекой Камчатки молодому гиганту Тимофею. К слову, супруга Саши Маша, как наиболее коммуникабельная, стала кинозвездой – снялась в нескольких фильмах в роли себя, медведицы. При нашем появлении она поднялась на задние лапы и принялась уморительно вытанцовывать, манерно отставляя ножку и улыбаясь во всю свою зубастую пасть. Дамское кокетство не осталось невознаграждённым: мы угостили Машу, как и других мишек, морковкой и яблоками. И тут мы убедились, что медведи, несмотря на всю кажущуюся неуклюжесть, очень ловкие и подвижные – угощения они ловили на лету. Впрочем, могли вполне деликатно брать подарки прямо из протянутых ладоней. Честно говоря, созерцая сцену кормления с рук многокилограммовых мохнатых исполинов, я чувствовал, как пробегает холодок по коже.

Помню, пришла к нам как-то молодая пара, Светлана и Леша из Москвы, – поведал Василий Борисович, – Посмотрели они на Тимофея, сидевшего в маленькой клетке. Спрашивают: что ж вы медведю-то надлежащих жилищных условий не обеспечите? Я объясняю, что Тимофея только к нам привезли, он ещё находится на карантине. Попозже, как появятся деньги, выстроим ему достойный дом. Гости спрашивают: а сколько это будет стоить? В рублях – тысяч двести пятьдесят, отвечаю… И что ж вы думаете? Ровно на следующий день на наш счет перечисляют двести пятьдесят тысяч и вскоре Тимофей перебирается в новое удобное жилье.

Процесс угощения медведя.

Вопрос доброхотных дарений имеет огромное значение для «Трёх медведей», если учесть, сколько денег уходит на прокорм звериной оравы. Попов обеспечивает это, большей частью, из своих средств, но мир не без добрых людей. Регулярно помогают самые разные благотворители, поэтому случай с домиком для Тимофея отнюдь не является единичным. Кстати, Тимофей не является самым большим зверем в хозяйстве Попова. Есть ещё более крупный камчадал Потап, которого хозяин запросто чешет по загривку сквозь прутья клетки. Правда, обязательно предупреждает приезжих, чтобы те ни в коем случае не пытались повторить этот трюк… Хозяева зоокомплекса до сих пор вспоминают одного медвежонка, умершего весной от рака. Был он на диво добрым и сообразительным. Его старались спасти до последнего, возили к врачам, но…

Оазис доброты

Ничуть не меньше чем медведей, насчитывается у Попова и рысей. Эти высоконогие корткохвостые кошки буквально заворожили меня своим изяществом. Я долго просидел у вольера, в котором обитает семейная пара – рысь Цезарь и его супруга Анна. Анна беременная: благодушно лежит на крыше своего домика и басовито мурлычет, словно целый пчелиный улей. Цезарь охраняет покой жены и нервно ходит из угла в угол. На попытки дотронуться до него реагирует предупредительным рычанием. На всякий случай, я сказал ему, что люблю очень котиков – но этот аргумент не побудил Цезаря проникнуться ко мне доверием. Зато с Василием Борисовичем он «поговорил» вполне доверительно. В соседнем домике местожительствует другая рысья пара – Марсик и Клеопатра, она тоже в положении. Попов сообщил, что однажды зимой Клеопатра ушла.

Отправился её разыскивать, а погода, как на грех, стояла такая, что следов не найти… До ночи искал, почти отчаялся уже… Вдруг чувство, будто кто-то идёт рядом – глядь, она сбоку от меня шагает, метрах в десяти. Подозвал – подошла….
Посетили мы и обширный огороженный участок, на котором обитает большая кабанья семья, предводительствуемая могучим вепрем Ко́бой. Самого главу клана мы увидели не сразу: он отлеживался в кустах, нежась в грязевой ванне. Свиньи поменьше устремились к ограде, вытягивая длинные черные рыла и деловито похрюкивая – знали, что приход людей связан с кормежкой. Чуть в отдалении робко стояла четверка юных «матросиков» – так маленьких кабанят зовут за полосы на туловище, которые с возрастом исчезают. В день кабанье стадо в двадцать голов поедает по сорок вёдер питательной смеси: отруби, овощи, злаки, рыба. В целом же за сутки обитатели «Трех медведей получают свыше ста вёдер разнообразных кормов…

Переходим к лисьему вольеру – из-за сетки в нас вперились внимательные взгляды нескольких пар глаз. У одной из рыжих обитательниц надета ортопедическая шина, защищающая шею.

Алисонька сирота, – объяснил Попов, – у нее мама и пятеро братцев и сестер погибли под поездом. Она недавно перенесла операцию, оттого и шина – завтра снимем… А Рыжик жил в человеческой семье, но они отдали его нам. Здесь он нашёл себе спутницу жизни – они ручные, мы их выгуливаем…

Мне дали подержать лисёнка. От него исходил резкий запах лесного зверя. Детёныш предостерегающе приоткрыл пасть: не прижимай, дескать, к себе слишком сильно. Я бережно передал зверька на руки сотрудницы Попова. Мы двинулись к соседнему вольеру, населяемому барсучьим семейством. Василий Борисович подозвал самочку Муню и вручил мне. Я ощутил ладонью увесистый зад зверя, а черно-белой мордочкой Муня любопытно крутила по сторонам. Живой всамделишний барсук оказался забавным и совершенно безобидным животным. А вот соболь при виде людей недовольно зарычал. Вспомнив, что эти представители семейства куньих, невзирая на скромные свои размеры, отличается отважным и неуживчивым характером, я взглянул на зверушку с уважением. После этого мы пошли смотреть птиц. И огромный оранжевоглазый филин и куда более скромная по размерам неясыть с проникновенным взглядом произвели глубокое впечатление – всё-таки есть в совиных какая-то завораживающая магия. Не меньшую чем более крупным животным заботу в «Трех медведях» оказывают и самым маленьким – зайцам, кроликам, шиншиллам…

Барсук
Барсучки вполне добродушные и милые животные

Мы провели в зоокомплексе сутки, наслаждаясь общением с животными. Особую гордость Попова составляют поджарые стремительные собаки Зевс, Багира, Герда и Марта, в облике которых (глаза, зубы, прикус, строение лап), а также и в характере (повадки, острый интеллект) есть и много волчьего – ведь в их жилах течёт кровь и одного и другого вида. При этом, преданностью тому, кого они признают своим хозяином, волкособы не уступят джеклондоновскому Белому Клыку. Также здесь содержится настоящая волчица – уже без всякой примести собачей крови. И она тоже тычется коричневым носом в сетку вольера, повизгивает, выразительно поводит глазами, ожидая подачки от хозяина.

Да вы не бойтесь дотронуться, – приговаривает Попов, поглаживая шумно дышащую Марту, – она вам пальцы не отхватит. Нужно уметь доверять животным. А вообще, здесь нет ни одного зверя, который бы набросился на человека… Наши братья меньшие от природы наделены отзывчивостью и умеют отвечать добром на добро, любовью на любовь.